Профильное обучение на основе личностно ориентированного подхода в обучении

 Содержание профильного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения. 

В соответствии и этим содержание профильного образования должно включать в себя следующие компоненты: 
  • аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);
  • когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний);
  • деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей);
  • личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).
При безусловной значимости каждого из приведенных компонентов необходимо подчеркнуть, что системообразующим среди них является личностный компонент, а всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно ориентированным.   

В настоящее время разработан такой подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения, в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого человека, его развития ни как «коллективного субъекта», но, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. 

Обучить, в принципе, можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает!

Реализация личностно ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса, к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержке. 

В этом случае исходными моментами обучения должны быть не только реализация его конечных целей (планируемых результатов), но и раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика. 

Развитие способностей ученика – основная задача личностно ориентированного подхода. «Вектор» развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. 

Построение профильного образовательного процесса рассчитано, прежде всего, на индивидуальное развитие каждого ученика, т.е. личностно ориентировано. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному принятию решений. Ребенок обязательно должен сам реализовать свой выбор. 

Реализация учеником на практике своего права на выбор (профиля обучения, различный типов элективных курсов) обеспечивается многообразием образования, которое создает условия для реализации личностного выбора – и для ученика, и для учителя. Оно обеспечивает реализацию права ребенка на выбор собственной траектории образования и развития, открывает возможности для самореализации учителя, для осуществления им в ходе педагогического процесса многостороннего выбора форм и методов обучения. 

Учение есть беспристрастное познание, эта субъективно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированном в его субъектном опыте. С помощью профильного обучения содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием, и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.