Использование современных педагогических технологий в преподавании химии 
(проектное обучение)

Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Акценты образовательной деятельности в современных условиях ставятся на воспитании подлинно свободной личности, формировании у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектные технологии называют еще технологиями четвертого поколения, реализующими личностно-ориентированный  подход в обучении.

Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных процессов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. 
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
  1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. Приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  4. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Основные требования к использованию проектной деятельности обучающихся:
  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения;
  2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (ели проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение);
  3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся;
  4. Использование исследовательских методов;
  5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знаний автором избранной области исследования;
  6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических и практических достижений автора;
Проект – это результат скоординированных совместных усилий учащихся и учителя. При использовании этого метода нет уроков в привычном понимании. Учитель координирует деятельность учащихся по созданию и выполнению разных проектов, поддерживая, помогая и поощряя участников. Учитель помогает им в поисках источников информации, осуществляет обратную связь и оценивает совместно с участниками исследовательской деятельности качество выполняемых проектов. 

Многое из того, чему учит школа, в редких случаях можно применить на практике. Очень часто непонимание и нелюбовь к химии возникают у школьников при решении задач, отражающих искусственные, надуманные ситуации. В то же время классическая и современная химия имеют множество великолепных практических применений, позволяющих эффективно использовать технологию проектного обучения при изучении химии. 
Тематика проектов в разных ситуациях может быть различной, выдвигается учителем или может предлагаться самими учащимися. 

В ходе решения какой-либо проектной проблемы по химии учащимся приходится привлекать знания и умения из разных предметных областей: физики, биологии, географии, истории и т.д. Например, при работе над такими проектами как: «Химия и биология запаха», «Воздух, которым мы дышим», «Комплексное использование бытовых отходов», «Минеральные удобрения», «Питьевая вода: хлорировать, озонировать или ?».

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.